Опросы

 
 
oku

formaos

 Logo culture ru b

 

 

LogoBlueWW

logohpobl

snejf

 

eu logo

 

 

 

vk logo small blue

 

lan

 

«Гравитация» Чайковского

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

7 ноября в колледже состоялась конференция, посвященная юбилею П.И. Чайковского.

В журнале «Музыкальная жизнь» за май месяц нынешнего года был опубликованы ответы современных композиторов на один довольно провокационный вопрос: «Как вы преодолеваете влияние Чайковского?» Мнения респондентов были подчас полярно различны – от абсолютного растворения до категорического отрицания. Но, пожалуй, ближе всех к истине оказался композитор Алексей Курбатов, назвавший Чайковского «объектом высокой гравитации». И в этом определении схвачена вся суть явления – и планетарный масштаб, и аксиоматическая сила притяжения, которая кем-то ощущается явственно, а для кого-то совсем не осязаема. Как невозможно представить Землю, лишенную магнитных полей, так невозможно представить современного композитора, не испытавшего в той или иной степени влияния Чайковского.

В этом году весь мир особым образом чувствует силу притяжения музыки и личности великого русского композитора: в мае исполнилось 180 лет со дня его рождения. К сожалению, обстоятельства внесли свои коррективы, и многие запланированные мероприятия либо были отменены, либо прошли в ином формате. А посему апрельская региональная конференция, посвященная творчеству Чайковского, была перенесена на ноябрь. И, к радости всех ее участников и слушателей, состоялась! Большинство докладчиков выступило очно, но были и видеодоклады, чьи авторы в силу объективных причин не смогли лично прибыть на конференцию.

В конечном итоге выступлений оказалось меньше, чем изначально планировалось, но небольшое количество в полной мере компенсировалось объемом и качеством представленных работ. Был охвачен широкий спектр явлений – от вопросов природной психофизики композитора до культуры джазового прочтения его сочинений.  

В докладе «Чайковский: талант, способности или индивидуальный стиль деятельности?» преподавателя психологии и педагогики Озерского колледжа искусств Ольги Федоровны Титченко отправной точкой стало наблюдение о парадоксальном сочетании в характере и работе композитора взаимоисключающих, на первый взгляд, явлений: слабого типа нервной системы, меланхолического темперамента, ярко выраженной интравертности, с одной стороны, и колоссальных объемов творческого наследия, способности быть в центре внимания широкого круга людей, поддерживая при этом дружественное общение, с другой. В докладе автор попытался разрешить обнаруженный парадокс через понятие «индивидуальный стиль деятельности» художника.

Традицией конференций Озерского колледжа искусств является активное участие учащихся музыкальных школ округа. В этом году свои доклады прислали ребята из ДМШ №1 г.Озерска и ДШИ п. Новогорный.

Доклад «П.И.Чайковский. Эстетика природы в жизни и творчестве» Дарьи Федосейкиной (ДМШ №1, научный руководитель Т.Ю. Клестова) подхватил мотив стремления творца к уединению. Общение с природой, как непосредственно на ее лоне, так и в ее поэтических прочтениях и живописных изображениях – важная сторона биографии Чайковского. Неудивительно, что она нашла многочисленные отражения в его произведениях. Это яркие, зримые пейзажи в Первой симфонии, фортепианном цикле «Времена года». В вокальных сочинениях, где все внимание приковано к душевным коллизиям персонажа, природа часто становится активным собеседником, спутником, помощником в раскрытии эмоционального мира лирического героя. Таковы сцена письма Татьяны, в которой рассвет приобретает символическое значение, вечерние и ночные пейзажи в ряде романсов, ночная тема в балете «Щелкунчик»… Подлинным гимном природе стал романс «Благословляю вас, леса» на слова А.К. Толстого.

В центре внимания Ивана Клепиковского (научный руководитель Е.Ю. Каменская, ДШИ, п. Новогорный) оказалась опера «Евгений Онегин», изучаемая в курсе музыкальной литературы. В своей работе «Особенности тонального плана в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» ученик и руководитель обратились к важнейшей стороне музыкального искусства – тональному мышлению композитора. Выбору тональности оперных номеров находились дополнительные обоснования путем ассоциирования с родственными по образности произведениями из творчества композиторов-современников или предшественников, были выявлены приоритетные трактовки тональностей Чайковского. Автору доклада удалось последовательно и убедительно выявить логическую связь между разноплановыми номерами оперы. Вместе со своим руководителем он смог уже вплотную приблизиться к такому серьезному и взрослому понятию, как «симфонизм» – важнейшему творческому методу Чайковского и многих других композиторов.

Доклад студентки IV курса теоретического отделения ОГКИ Варвары Трубеевой «П.И.Чайковский» – музыкально-биографический фильм Игоря Таланкина» (научный руководитель Л.В. Величко) был посвящен актуальной современной теме – кино и музыка. Вопросы музыкального оформления и музыкального содержания были осмыслены в широком контексте, охватившем аспекты исторической роли биографического фильма, его жанровую специфику, функциональную многогранность закадрового и внутрикадрового звучания музыки. Сообщение студентки было ярким доказательством большой перспективности музыковедческого изучения жанра киномузыки.

Один из весьма непростых вопросов сегодняшнего дня – представление произведений академической классики в современных жанрово-стилевых интерпретациях, ведь подчас они оказываются весьма спорными. Один из блестящих, художественно убедительных примеров – джазовые прочтения фортепианного цикла «Времена года» Сергея Жилина – стал объектом изучения студентки IV курса теоретического отделения ОГКИ Софьи Шамановой (научный руководитель Л.В. Величко). В своем докладе «Джазовая версия популярной классики» студентка раскрыла нюансы органического сосуществования, казалось бы, совершенно разных стилей. Естество их взаимодействия было объяснено удобством музыки Чайковского для джазовых аранжировок (по мнению известного джазмена Даниила Крамера), а также сложившейся современной установкой на многостильность в ее  различных модификациях – от оппозиции до глубокого, всепроникающего синтеза.  В нескольких аранжировках пьес Чайковского раскрылась многоликая стилевая палитра джазовой культуры. А дополнительным бонусом к интереснейшим умозаключениям стали блистательные музыкальные видеоиллюстрации в исполнении трио под управлением Сергея Жилина.

Более традиционный подход избрала преподаватель колледжа, кандидат педагогических наук Ирина Михайловна Борейко в своем докладе «Об исследованиях и исполнениях цикла «Времена года» П.И.Чайковского». Оттолкнувшись от родственной идеи о многогранных интерпретациях фортепианного опуса, она представила сравнительный анализ современных исполнений цикла, мнения исследователей, изучавших цикл, представила некоторые трактовки пейзажности в контексте его биографии композитора.

Еще одно яркое сочинение Чайковского – его последний фортепианный опус – легло в основу исследования преподавателя фортепианного отделения Ирины Сергеевны Сабаевой. Ее доклад «Стилистическая общность фортепианного творчества П.И. Чайковского с традициями западноевропейского романтизма на примере цикла пьес ор. 72» продемонстрировал многогранность связей с образным миром, жанровостью, философией и эстетикой этого направления. Были проведены яркие и убедительные параллели с пианизмом Шумана, Шопена, Листа. Выступление Ирины Сергеевны демонстрировалось в видеозаписи, что отнюдь не помешало слушательскому восприятию: музыкальные иллюстрации, сыгранные автором доклада, богатая, образная речь, интересная тема сделали доклад яркой и запоминающейся страницей конференции.

О хоровом творчестве Чайковского, к сожалению, приходится читать и слушать нечасто. Тем интереснее был доклад выпускницы дирижерско-хорового отделения колледжа, ныне студентки Челябинского государственного института культуры Анастасии Орловой (научный руководитель Заслуженный работник культуры Российской Федерации Л.В. Черепкова). В ее выступлении «Исполнительский анализ хоров a capella П.И.Чайковского», были представлены и достаточно подробно разобраны девять произведений. Хоровая миниатюра была встроена в исторический контекст, каждому хору было дано жанровое определение, описаны особенности музыкального языка, обозначены исполнительские проблемы, даны методические рекомендации по работе над произведением. Доклад был представлен в формате презентации с аудиосопровождением. Эта форма выступления оказалась очень наглядной и удобной для слушания.

Финальный доклад «П.Чайковский. Романсы на слова Д. Ратгауза. К проблеме цикла» преподавателя теоретического отделения Анны Валентиновны Дейнега был посвящен последнему вокальному опусу композитора. В качестве объединяющих факторов цикла выступили традиционные параметры музыкального языка: тональные планы, тематические комплексы, гармонические элементы, фактурные приемы. Выводом стала идея о реализации метода симфонизма в творчестве композитора не только в области крупных инструментальных и театральных жанров, но и в камерной вокальной миниатюре.

На круглом столе все присутствующие выразили единодушное мнение о высоком содержательном уровне и хорошей организационной работе при проведении мероприятия. Хочется выразить огромную признательность всем участникам и слушателям конференции, а также сказать отдельное методисту Ларисе Юрьевне Шелухиной за техническую поддержку.

Проведение музыковедческих научно-практических конференций является прочной традицией колледжа, инициируемой преподавателями теоретического отделения. Несомненно, продолжение и развитие этой традиции – важный этап на пути формирования музыкантов-профессионалов и дополнительный, интересный, творческий формат их общения.

Заведующая теоретическим отделением А.В.Дейнега

Министерство просвещения РФ Министерство культуры Российской Федерации Министерство образования и науки Челябинской области Министерство культуры  Челябинской области Органы местного самоуправления Озерского городского округа Органы местного самоуправления Озерского городского округа Единый портала государственных и муниципальных услуг Официальный сайт Профсоюза работников народного образования и науки Челябинской области Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства» федеральный портал Российское образование Сеть творческих учителей Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Культура и искусство Южного урала ГБОУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челябинской области »национальный антитеррористический комитетnakk

vsvid

Афиша

Январь 2021
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

helloШкола раннего эстетического развития

 

Контакты

Адрес:
456780, Россия, Челябинская обл, г. Озерск, ул. Космонавтов, дом 10
Контактный телефон: 8(35130)44787

Разрешение на материалы

Использование материалов с сайта разрешено только при наличии ссылки на соответствующую страницу сайта.