Итоги конференции «Христанство в искусстве. Искусство в Христианстве»
Проведение научно-практических конференций стало уже традицией в колледже искусств. Тематику конференции в этом году определила юбилейная дата – 1030 лет Крещения Руси. Она дала заглавие мероприятию – «Христианство в искусстве. Искусство в христианстве». Традиционный день проведения – первая суббота апреля, выбранный совершенно ненамеренно, пришелся на большой церковный праздник – Благовещение. А в воскресенье все православные отмечали главный праздник церковного года – Светлую Пасху. Такая сгущенность событий – явление редкое. Оно стало особым знаком своевременности и актуальности поставленной темы, как бы символом ее одобрения свыше.
На конференции было сделано 11 докладов. Круг тем оказался весьма обширным.
Одними из первых выступили учащиеся ДШИ поселка Новогорный Александра Петрова и Илья Разаманов с докладом «Православные традиции и их проявление в творчестве П. И. Чайковского». Заинтересовавшись двумя пьесами из цикла П. И. Чайковского «Детский альбом» – «Утренняя молитва» и «В церкви», – они обратились к истокам творчества великого композитора. Объектом изучения юных исследователей стала семья Чайковского. А ведь семья – чрезвычайно важный институт для православия. Неслучайно биография многих персонажей Библии начинается задолго до их рождения – с истории их родителей. Подводя итог своим наблюдениям, ребята сделали вывод о значимости детского периода для становления личности художника, о месте родителей в его жизни.
Тот факт, что будучи еще совсем юными, учащиеся задумываются о роли семьи, ищут и находят самые лучшие модели ее построения, чрезвычайно важен и имеет огромное воспитательное значение. Особую благодарность за выбор темы и профессиональную подготовку учащихся организаторы выражают их руководителю Каменской Елене Юрьевне.
Целый блок тем был посвящен вопросам иконописи. Г. Б. Голубева в своем докладе «Икона в современной культуре» коснулась вопросов существования иконы как вида искусства, как исторического памятника, как религиозного объекта с его богатейшим рядом чудесных явлений. Было прослежено влияние иконописных традиций на светское изобразительное искусство XX-XXI веков, выделены основные элементы языка иконописи.
Учащиеся I курса теоретического отделения Варвара Трубеева и Софья Шаманова представили диптих «Две великие русские иконы» – рассказали об иконе Владимирской Божьей Матери и Троице Андрея Рублева. Их доклады содержали историю создания и последующей жизни икон, сюжеты, положенные в основу, особенности художественного языка жанра и почерка иконописцев.
Неожиданный ракурс в изучении иконы предложил преподаватель истории Д. И. Титеев – «Византийская икона X–XI веков как исторический изобразительный источник по византийским доспехам». Будучи прекрасным знатоком исторических видов оружия, докладчик в деталях продемонстрировал, как икона, выполняя в сущности свои, религиозные, задачи, становится источником информации бытового характера. В частности, анализ доспехов святых на иконописных полотнах, показал, как эволюционирует защитное снаряжение на протяжении столетия от X к XI веку.
О глубинах церковно-певческой культуры рассказала Л. В. Величко. Исследователь охарактеризовала систему церковного осьмогласия, осветила его образно-смысловое наполнение. Обратившись к цитированию гласов и религиозных песнопений в произведениях светской традиции, автор доклада сделала важный вывод о том, что православие находится в корневой системе русской музыкальной культуры: оно питало ее интонационный словарь и одухотворяло замыслы композиторов. Оно проявлялось не в истовой набожности, не в показном богопослушании, а в молитвенном утверждении православных ценностей через сокровенные высказывания художников, через их философские умозаключения и сакральные толкования мемориальных событий.
Внезапной модуляцией вслед за этим выступлением прозвучал доклад студентки III курса эстрадного отделения Виктории Антиповой. Резкое переключение в стилистику постмодерна было обусловлено присутствием религиозной тематики в творчестве британского композитора. Эндрю Ллойда-Уэббера. Студентка осветила суть метода полистилистики и рассказала о его роли в «библейских» мюзиклах сэра Эндрю: «Иосиф и его волшебный разноцветный плащ снов» и «Иисус Христос – суперзвезда». В качестве вывода прозвучала мысль о связи замысла произведения с категорией зрителей, которой он адресован, а также с художественно-эстетическими исканиями своего времени. «Иосиф» был написан для детей, поэтому ставка была сделана на мозаику массовых эстрадных жанров. «Иисус» предназначался для молодежной аудитории 1970-х, которая находилась в поиске подлинных истин и новых кумиров. Поэтому при доминирующей рок-стилистике очевидны связи с академической музыкальной традицией.
Далее расположился еще один диптих – два доклада о творчестве С. В. Рахманинова.
Светлана Решетникова, выпускница теоретического отделения 2015 года, ныне студентка факультета журналистики ЮУрГУ, обратилась к теме своей квалификационной работы и поделилась соображениями об особой значимости поздних произведений Рахманинова. В них композитор не просто экспериментирует в духе прагматичного, урбанистичного и как никогда ранее кумирозависимого XX века – он дает этическую и нравственную оценку (весьма нелестную) его приметам. Объектом исследования участница выбрала «Рапсодию на тему Паганини».
Следующий доклад был посвящен последнему произведению С. В. Рахманинова – «Симфоническим танцам». Автор доклада – кандидат педагогических наук, преподаватель колледжа И. М. Борейко – отметила итоговое значение этого произведения для жизни и творчества композитора, а также подчеркнула роль религиозных истоков и глубоко православный смысл сочинения.
Завершением конференции стало чрезвычайно интересное своим творческим ракурсом выступление методиста и преподавателя колледжа Л. Ю. Шелухиной – «Библия и культура. Библия для детей». Взору зрителей предстала целая видеогалерея изданий великой книги всех времен и народов – от самых экзотических (по размерам, по оформлению, наконец, по цене) до электронных. Некоторые события, освещенные в докладе, стали ошеломляющим открытием – в частности, предпринятая в годы «оттепели» попытка сделать своеобразную адаптацию Библии для советских детей. Правда, как свидетельствует история, попытка оказалась неудачной. Доклад был не только интересен, но и полезен, поскольку содержал ценную информацию о ресурсах, позволяющих работать с книгой в разных форматах.
Конференция стала очередным этапом в развитии научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов. Прикоснувшись к христианской культуре, участники и слушатели ощутили безграничные глубины этой темы. Возможно, для кого-то это выступление станет началом интересного творческого пути, а может и пути становления.
Организаторы выражают благодарность участникам конференции, их научным руководителям, а также слушателям, которые с большим вниманием отнеслись к каждому выступлению.
Анна Дейнега, заведующая отделением теории музыки